Игорь Олейник: "Основной капитал любой биржи контактов – репутационный."

 Виктор Долгов: Игорь Витальевич, наш первый разговор как-то свелся к перечислению различных возможных интересов Участников. А что Вы можете сказать о проекте в целом?

     Игорь Олейник:
Может быть, тогда разговор "в целом" начать с вопроса, который мне часто задают Участники: "А что же такое Биржа контактов?"

     Виктор Долгов: Давайте. Думаю, это разумно! Тем более, что я как раз хотел задать Вам пространный вопрос о том, какие же проблемы решает этот сайт? Поясню. Если речь идет о традиционных сайтах знакомств, то там проблемы понятны. Есть узкопрофессиональные сайты (например, "Портал трейдеров") там тоже понятно! Собираются люди поговорить о своем, о девичьем.) А тут?

     Игорь Олейник:
Как говорится, в начале было Слово. Точнее, стоящий за словом образ. В моей жизни несколько раз одно-два "вроде бы лишних и случайных, но заманчивых" слова кардинально меняли направление профессиональной активности. Вот, к примеру, в 2002 году мне встретилось в интернете вкусное словосочетание "репутационный менеджмент" - причем не было ровно никаких разъяснений о том, что же это такое и с чем это едят. Просто употребили звонкое словечко как веянье новой моды. Но образ меня завел настолько, что я в соавторстве с Андреем Лапшовым буквально «влет и запоем» за 4 месяца написал первую в России книгу по управлению репутацией.

     С "биржей контактов" случилась примерно такая же история. Этот термин я впервые услышал от своего доброго знакомого Алексея Чумичева в разговоре о системе цивмлизованного лоббирования интересов бизнеса и общества в Германии.

     В российской социологии и политологии понятие биржи контактов, похоже, вообще не встречается (не говоря уже о том, что оно методологически не проработано – видимо, этим придется заняться мне и моих знакомым). Если вы наберете в поисковой системе слова «биржа контактов», то по сотням открывшимся страниц у вас почти наверняка создастся впечатление. что это какой-то полузаграничный «новояз», по сути означающий старую добрую ярмарку (помните, как у Ильфа и Петрова: «Бывший князь, а ныне - трудящихся Востока»).

     Между тем, в социологическом плане понятие «биржи контактов» является не просто интересным. На мой взгляд, оно должно стать стратегически важным и ключевым для тех, кто стремился к поэтапному реформированию России в цивилизованную страну, ориентированную прежде всего на рост человеческого капитала (а не на вывоз энергоносителей для обогащения коррумпированных чиновников и олигархов, обслуживающих интересы «семейного бизнеса» политиков). Я в свое время покрутился на поле политтехнологий и не питаю ровно никаких иллюзий по поводу перспектив ограничения коррупции в России через партийное строительство или обновление парламента на выборах «более достойными и менее продажными» депутатами.

     Но, впрочем, это все «высокие материи». Если говорить о приземленном, бытовом, «обывательском» восприятии понятия в контексте конкретно нашего проекта, то вполне достаточно того, что биржа контактов – это площадка общения, в которой:

     1) значительное (исчисляемое, тысячами) количество неанонимных участников, заботящихся о своей репутации;

     2) прозрачный (притом обязательно, некоммерческий) механизм коллективной оценки интересности участников;

     3) хорошо налаженная (и притом не слишком трудоемкая) навигация, во многом ориентированная на публичные оценки самих участников общения.


     В общем, если совсем коротко, то это структурированное пространство общения с механизмом публичной котировки репутации участников.

     Вот, к примеру, обычные сайты знакомств не являются биржами контактов - механизм рейтинга там непрозрачен и, мягко выражаясь, не вызывает общественного доверия; не говоря уже об издержках «разгула анонимности». А наш проект прозрачен почти насквозь со всеми своими достоинствами и недостатками. По сути, у нас для публичного просмотра сейчас закрыта только локальная почта Участников и раздача «черных шаров», то есть голосование за исключение из проекта остро дискомфортных для кого-то Участников. В ближайшем будущем к этой категории непубличных разделов присоединится разве что часть сервиса клубов Участников - и то если сам создатель клуба придаст ему статус закрытого для нечленов клуба (правда, согласно Регламенту администратор будет иметь право «негласного» просмотра того, что происходит в клубе – и в этом принципиальное отличие от локальной почты, которая остается конфиденциальной, за исключением каких-то уж совсем «очевидно экстраординарных» с точки зрения общественных интересов случаев)

     Виктор Долгов: Вопрос короткий и простой. Есть ли в Интернете аналоги "Биржи контактов"?

     Игорь Олейник:
Мне не известны отечественные сетевые проекты, отвечающие сразу всем трем условиям из оговоренных выше. К примеру, система живых журналов www.liveinternet.ru/ не отвечает требованиям неанонимности и заботы о репутации. А ряд ресурсов, ориентированных на общение профессионалов? (к примеру, www.opec.ru) имеют недостаточную для биржи контактов численность участников.

     Пожалуй, кроме нас, наиболее продвинут сейчас к статусу биржи контактов ресурс «Мой круг» www.moikrug.ru. Но на этом ресурсе пошли несколько другим путем по структуре и мотивации (они ориентируются на «легкий», лежащий на поверхности интерес к поиску одноклассников и однокурсников – и этом сегменте очень большая конкуренция). И это сайт ориентированный скорее на восстановление старых контактов, а не на поиск новых. К тому же, лично у меня почему-то создается субъективное ощущение незримого присутствия в этом проекте политической партии, а именно Союза правых сил. Кстати, они почему-то не показывают всех Участников – только «первые 500 человек», то есть по сути скрывают реальную численность участников проекта.

     Строго говоря, на сегодняшний день наш проект еще не является полноценной биржей контактов, поскольку он пока отвечает первому и (частично) третьему условиям из названных выше. Сначала мы «наработаем» третье условие качественной навигации, а потом уже придет черед и куда более серьезной, чем сейчас, численности Участников – и, соответственно, оживлению все новых и новых сегментов аудитории, о которых я говорил в прошлом интервью вам.

     Виктор Долгов: То есть, конкурентов не видно?

     Игорь Олейник:
Если развитие нашего проекта будет убедительным, то я уверен, что у нас быстро появятся конкуренты, зеркальные по структуре сайта. Потому что с точки зрения потенциала посещаемости биржи контактов – не менее перспективная ниша, чем живые журналы (хотя бы потому. что живые журналы являются частным и усеченным случаем бирж контактов). Я бы только поприветствовал появление конкурентов – лично мне в соревновании интереснее.

     Виктор Долгов: Как Вы думаете, будущим конкурентам будет легче, или тяжелее, чем вам?)))

     Игорь Олейник:
Ну это, смотря какой аспект брать. Если брать чисто разработческо-программистский – конечно же, легче. Здесь и думать не нужно: бери себе и копируй структуру с нашего сайта – только дизайн свой поставь. И с быстрой раскруткой им будет легче: «слизал» проект, открыл его публично и знай себе заманивай рекламой Участников, а вслед за ними и доходы от размещения рекламы… Есть тут, правда, одно «но», принципиально не решаемое с помощью инвестиций или копирования чужого продукта.

     Основной капитал любой биржи контактов – репутационный. И управление этим капиталом требует очень тонкой работы. Любая попытка быстро нарастить этот капитал энергичными усилиями «в лоб» (например, интенсивным самопиаром) приведет только к обесцениванию репутации. Эффективность строительства таких проектов весьма чувствительна к попыткам нарастить количественную сторону дела за счет качественной. Велик соблазн быстренько нагнать в проект тысячи и десятки тысяч участников, чтобы сайт стал поскорее рентабельным за счет рекламы - вот только если это будет обычная маргинальная публика с сайтов знакомств, то на проекте сразу можно ставить крест «суеты сует и всяческой суеты».

     Есть и еще одно не вполне очевидное обстоятельство для любителей копировать чужие разработки. Как раз именно из-за него я весьма заинтересован в быстром появлении конкурентов. Но этот интереснейший нюанс я раскрывать пока не буду )))
     Виктор Долгов: Игорь Витальевич, в нашем предыдущем разговоре мы выяснили, что "Будущее России" зависит от... программиста! Вы не боитесь, что именно он и станет Вашим первым конкурентом?

     Игорь Олейник:
Во-первых, лично я не боюсь конкурентов в силу того, что вообще предпочитаю заниматься венчурными «недооцененными нишами», до которых другие еще не додумались и в которых по определению «победителю достается все» (разумеется, на первых порах и только в случае достижения результата). Во-вторых, если Олег станет моим успешным конкурентом в такого рода проектах раньше, чем через 15 лет – я только порадуюсь за ученика. Я давно говорил Олегу, что его профессиональный потенциал намного выше, чем просто программиста – даже весьма продвинутого. Ну и вот - дождался того, что Олег сейчас будет искать себе замену на функции программиста (но он остается в проекте на функции промежуточного постановщика задач). Это нормальный для меня процесс, поскольку мне скучно сотрудничать с программистами, которые «только программисты».

     Виктор Долгов: Ну что ж. Если не Олег, то кого бы Вы хотели видеть в качестве конкурента? Вы ведь хотите конкуренции?

     Игорь Олейник:
Что касается тех фигур, которых я хотел бы видеть своими интересными конкурентами, то должен заметить, что это должны быть весьма неординарные профессионалы. Сетевые репутационные проекты обустраиваются вокруг какой-то интересной и, как минимум, чем-то удивляющей личности. Причем эта личность, на мой взгляд, должна быть - если харизматичной для какого-то круга людей, то по меньшей мере - «знаковой». А ведущий проект разработчик (разумеется, постановщик-администратор, а не программист) должен быть иметь серьезный опыт в управлении репутацией. Только в таком тандеме лидерско-событийной фигуры и постановщика-администратора есть шансы на убедительный успех начальной стадии репутационного проекта. В нашем проекте мне приходится пока играть обе роли тандема – но вообще-то они предназначены для разных исполнителей.

     Я заинтересован в добросовестной конкуренции и не заинтересован не недобросовестной. Недобросовестная конкуренция со стороны полноценных бирж контактов принципиально невозможно – иначе ими будет быстро растрачен их основной капитал (а именно репутационный). Здесь скорее приходится опасаться не конкурентов, а тех структур, чьи интересы будут остро задеваться. Для примера представьте, что в нашем проекте создан раздел публичных предупреждений о недобросовестных фирмах – то есть раздел сообщений, в которых Участники, включенные в нашу систему т.н. «поручительства» и пострадавшие от недобросовестного поведения конкретной фирмы, описывали бы эти случаи. Тут сразу такая «вонь» в сети, что мало не покажется… Поэтому я буду включать эту функцию в проекте только, когда он наберет силу.

     Виктор Долгов: Наклевывается замечательный коммерческий проект! В свое время у меня была мысль сделать сайт под названием "ДУРЯТ НАШЕГО БРАТА" на котором как раз тем и заниматься, что описывать "художества" разных фирм, банков и т.д. С них даже можно взятки брать за чуть более мягкую критику и смягчение акцентов!))) Приятно было услышать идею создания такого раздела на этом сайте. Приятно, потому, что это подтверждает выведенный мной "Закон Иваныча", который и стал моим жизненным девизом - "Таких умных, как я...".

     Вы поделитесь с нами планами по развитию сервиса? Не думаю, что стоит называть сроки, но в каком порядке и что именно планируется сделать узнать было бы интересно всем.

     Игорь Олейник:
Да прежде всего нужна качественная и не трудоемкая «биржевая» навигация, (в том числе навигация ориентирования по позитивным рекомендациям Участников с хорошей репутацией). Часть навигационных средств должна быть ориентирована на тех, кто впервые попал на сайт, часть - на опытных Участников.

     На сайте уже довольно много интересной информации, но сейчас быстро до нее не добраться и мы, безусловно, на этом теряем потенциальных Участников. Пока что из-за низкого качества навигации половина случайно попавших на сайт из поисковых систем уходит с него, просмотрев всего одну страницу, то есть пройдя мимо кучи интересной информации. Например, я считаю уникальным для Рунета наше собрание отобранных анекдотов (обычно эти массивы разбавляют количества ради такой пошлятиной и банальностью, что быстро найти интересную позицию просто невозможно).

     Виктор Долгов: Игорь Витальевич, прошел месяц с того момента, как закончился наш с Вами первый разговор о проекте. Оправдал ли этот месяц Ваши ожидания?

     Игорь Олейник:
В том, что связано с Участниками и их авторским контентом, - вполне оправдал. А в том, что касается графика работ по программированию (соответственно, сроков ввода новых разделов и продвижения сервиса) - нет. Это связано с хронической "небиржевой" перегрузкой нашего программиста. Так что придется сейчас подбирать нового человека на функции программиста - с соответствующими сдвигами объявленного ранее графика. Тем не менее, в целом можно с удовлетворением по-прежнему констатировать, что проект "скорее жив, чем мертв", несмотря на то, что до критической массы нам на сегодняшний момент не хватает еще примерно 200 Участников.

     Виктор Долгов: Спасибо, Игорь Витальевич, за Ваши ответы. Проект развивается и растет, и, я надеюсь, что у нас еще будет повод поговорить об этом)))